Есть на юге Абхазии, в самом дальнем от границы с Россией районе, удивительное село с необычным храмом. В нем удивительным образом переплелись история средневековых кавказских государств, а также отражена вся история непростого для Кавказа XX в.
На самом юге Абхазии, в Ткуарчальском районе есть древнее село Бедиа (или Агу-Бедия), ради которого стоит проделать путь из России. В селе расположен удивительный храм, построенный еще в I тысячелетии (а точнее в 999 г.) Храм выстроен на высоком холме — Бедийском плато, с трех сторон плато — крутые обрывы. Внизу расстилается зеленое поле Колхидской низменности, впереди белыми шапками мощно встает могучий Главный Кавказский хребет. Прямо в непосредственной видимости — Кодорский хребет, справа — уже Мегрелия, слева — горы над городом Ткуарчал и далее Главный Кавказский хребет в районе Домбая.
Бедийское плато. Вдалеке — Кодорский хребет
Храм построен на фундаменте более ранней христианской церкви VII в. Храм практически не подвергался реконструкции, но, несмотря на более чем тысячелетнюю историю, хорошо сохранился.
С историей как этого храма, так и самого села, удивительным образом связана история Второй мировой войны и всего XX в. Это село — малая родина одного из людей, ассоциирующихся в людской памяти с Великой Отечественной войной — сержанта Мелитона Кантария, одного из двух солдат, водрузивших флаг над поверженным рейхстагом в Берлине. По различным данным Кантария либо родился в селе Бедиа (эта часть Абхазии населена преимущественно мегрелами, выходцами из соседнего региона Грузии), либо переехал сюда из Джвари в возрасте 17 лет, но доподлинно известно, что здесь он жил до войны, отсюда ушел на фронт, сюда вернулся героем, здесь родилась его дочь. До сих пор в селе сохранился его дом, сейчас в нем проживает его невестка. Уехал отсюда Кантария в 1949 году в соседнюю Очамчиру, потом в Сухум.
Его сын, Шота Кантария, считал себя гражданином независимой Абхазии и воевал в войне 1992–1993 гг. за эту страну. В 2010 году на первом (после многолетнего перерыва) в храме был отслужен молебен и вручены награды героям абхазо-грузинской войны, среди них сын героя СССР — Шота Кантария. Мелитон Кантария умер от сердечного приступа в 1993 году в поезде, идущем из Сухума в Москву, когда хотел уйти из пылающего огня войны между грузинами и абхазами. Такая удивительная связь — одно село, один храм, одна семья, две войны, два героя, сражавшихся в войнах четырех государств (СССР-Германия, Грузия-Абхазия)…
Храм становится видно уже издалека и его вид создает предвкушение встречи с прекрасным и неизвестным.
Дорога к храму
Внутри есть фрагменты фресок X–XVI в (на южной стене изображения Баграта III и его приближенных, на западной — византийский император Константин Великий). В храме сохранилась могила основателя храма — царя Баграта III (который женившийся на сестре последнего абхазского царя, объединил Абхазию и Грузию в одно царство), а также могила его жены.
Могильные плиты основателей храма
Входы в храм украшены каменной резьбой. Главное достоинство храма — его первозданность, ты видишь его в практически первоначальном виде, таким, как его построили более тысячи лет назад. Частично сохранились также стены крепости, ограждавшие храм. Перед храмом сохранились полуразрушенные епископский дворец XVI и колокольня XIII–XIV в. В средние века храм занимал видную роль в церковной иерархии Абхазо-Картлийского царства.
Каменная резьба над входом в храм
Сохранившиеся в храме фрески
Нужно отметить, что встретившиеся люди нам всячески помогали найти дорогу к храму, а дед, оказавшийся возле храма, провел нас внутрь и все подробно объяснил — на отличном русском языке и с прекрасным знанием предметной области, как отличный экскурсовод. По словам деда-«экскурсовода», очень редко на большие церковные праздники в храме проводятся богослужения.
Дед-экскурсовод
Остатки епископского дворца
Храм недействующий, возможно потому, что с приходом турок в XVII веке христианство стало заменяться мусульманством. Сейчас в храме есть несколько принесенных жителями небольших икон, люди ставят свечки, но ничего более из классического убранства храма нет.
Подводя итог, нужно сказать, что ради Бедийского собора определенно стоит проделать относительно длинный путь от российской границы (около 200 км, или 4 часа на машине). Прикоснуться к такой истории, увидеть величественную красоту древнего храма — такое запоминается надолго.
Вид храма с южной стороны
Вид храма с северной стороны
Остатки епископского дворца
Остатки крепостной стены с видом на далекие вершины Домбая