Как вырваться из рутины? Зачем показывать фильм про корейского основоположника видео-арта? Какие истории превращаются в иммерсивный опыт? Поговорили с командой крупнейшего в России фестиваля документального кино Beat Film Festival, чтобы ответить на эти вопросы и узнать о причинах популярности жанра.
Содержание
- О новой документалистике и зарождении фестиваля
- Об отборе фильмов
- О событийной программе
- О национальном конкурсе
- Beat Weekend в городах России
- О программе Beat Weekend в Иркутске
О новой документалистике и зарождении фестиваля
Большие мировые документальные хиты возникли как раз на заре Beat Film Festival. Например, фильм «Выход через сувенирную лавку», если его можно считать документальным, появился в 2009 году. И тогда стало понятно, что есть целый пласт фильмов, которые заявляют о себе на таких фестивалях, как Sundance или CPH: DOX. Это документальное кино основано и сфокусировано не только на предмете своего повествования, но и на том, как оно рассказывается. И у него свой киноязык, который больше про что-то яркое, современное, дерзкое.
Было много молодых режиссеров, которые снимали рекламные ролики и клипы, но за ними не стояло киношкол и серьезных кинопродюсеров. В какой-то момент эти режиссеры обнаружили, что у них есть доступ к любимым музыкантам и есть рекламные продакшен-компании, которые готовы финансировать их творчество. Так родились многие фильмы, которые мы показывали в 2010 году на первом Beat Film Festival. Например, фильм о группе Blur — No distance left to run. И так получилось, что их не показывали нигде в России.
Об отборе фильмов
Мы в большей степени ориентировались на музыкальные фестивали, где есть хедлайнеры и есть группы, выступающие в 12 часов дня, имя которых на афише написано внизу мелким шрифтом. На самом деле для организаторов эти группы гораздо важнее и интереснее, чем условные Radiohead, потому что это пространство для их собственных открытий. Я думаю, мы руководствуемся той же логикой.
Понятно, что если говорить про Моби, Дэвида Линча или Бэнкси, имена которых люди знают, то тут гораздо меньше необходимость объяснять, что это за картина и почему ее нужно посмотреть. В то же время у нас были фильмы, ставшие хитами вопреки отсутствию громких имен. В программе 2023 года есть работа «32 звука» — это фильм без имен, которые бы сами собой продавали билеты. И вообще это не фильм, а иммерсивный опыт, где тебе предлагается хлопнуть в ладоши, закрыть глаза или как-то иначе вовлечься. Такую картину не получится смотреть в наушниках, без звука с субтитрами или за мытьем посуды. Это кино стало главным зрительским хитом на Beat Film Festival. Всегда приятно, когда есть фильм, относительно которого нет высоких ожиданий, но ты понимаешь, что он хороший. И ты, как некая институция, горд его показать и открыть зрителю.
Не обязательно знать, кто такой Нам Джун Пайк, чтобы насладиться фильмом. Я имел смутное представление о нем, заходя в зрительный зал, когда впервые смотрел «Луна — это первый телевизор». Эта картина вписывает Нам Джун Пайка в современный контекст. И это делает ленту гораздо большим, чем высказывание про отдельного художника.
О событийной программе
Людям нужно иногда выходить из круговорота, в котором они находятся. Сделать это сложнее, когда ты сидишь дома перед экраном компьютера, даже если ты один. Наша задача, чтобы на выходе из кинозала человек не забыл, что он был на фестивале. Мы понимали, что коммуницируем с молодыми людьми, которым в иной раз не так важно, кто снял фильм, им важнее погрузить себя в какую-то среду и получить опыт.
На самом первом фестивале в 2010 году мы показывали Favela on Blast. Это фильм про музыку бразильских фавел, одним из создателей которого артист Diplo. К тому моменту он был ближе, скорее, к бразильским фавелам, чем к лидерам стриминговых сервисов. Так получилось, что одновременно с показом фильма наши друзья привозили самого Diplo на вечеринку в Москву, и мы предложили привести его к нам на показ. Для большинства из присутствующих в зале это был абсолютный шок. Я думаю, что люди запомнили показ надолго, с тех пор Diplo стал человеком, который звучит буквально из каждого утюга. И это, безусловно, то, что помогает создать запоминающийся опыт для зрителя. Таким же образом мы делали показ фильма Shut Up and Play the Hits о группе LCD Soundsystem, и после этого два ключевых участника группы играли диджей-сет, который длился до четырех-пяти часов утра. Для людей, которые увидели фильм, это был иммерсивный опыт, дающий возможность стать частью того, что они только что видели в кино, и это дорогого стоит.
О национальном конкурсе
В России всё больше молодых людей приходят к документальному кино точно так же, как приходили авторы, которые в 2010 году начинали фестиваль. Режиссеры не обязательно имеют профильное кинообразование. Это могут быть люди, которые вчера снимали рекламу, а сегодня у них выдался месяц без дела и они отправились снимать своих друзей, и из этого получился симпатичный фильм.
Наверное, главная отрада существования национального конкурса — то, что молодые люди находят возможность осмыслить культуру вокруг себя. Причем не обязательно культуру сегодняшнего дня, потому что российская культура самым преступным образом не задокументирована. Есть куча феноменов, еще не рассказанных. Поэтому важно показывать фильмы не только про Дэвида Линча, но и про Нам Джун Пайка. Потому что этот фильм способен дать импульс, чтобы снять кино про кого-то из российских художников.
Beat Weekend в городах России
В 2012 году возникла идея отдельного проекта Beat Weekend, который проходит в меньших масштабах, чем в Москве, но получает больше самостоятельности. Многие вещи придумываются не нами, а координаторами в городах, которые лучше знают местную сцену, имеют представление о том, что нужно и интересно зрителям. А города действительно разные, и то, что интересно в Красноярске, может не откликнуться в Екатеринбурге или Новосибирске.
Спросили продюсеров Beat Weekend об опыте погружения их городов в мир документального кино
Я думаю, что Beat Weekend аккумулирует всю актуальную культурную повестку в каждом городе. Это энтузиасты, которые связаны с музыкой, искусством, архитектурой, перформансами. Каждый год мы придумываем программу и перед нами всегда стоит задача сделать так, чтобы это были не просто кинопоказы. Чтобы была образовательная часть, дискуссии, лекции, воркшопы, концерты.
У нас в Нижнем есть классный кинотеатр «Орлёнок», где традиционно проходит Beat Weekend. Он находится на пешеходной улице, и после сеансов, осенними вечерами, люди выходят и обсуждают фильмы, которые только что видели на экране. У этого есть своя, особая магия. Дело не только в программе Beat Weekend, но и в его атмосфере, в общении внутри комьюнити. Десять лет назад, будучи студенткой, я смотрела первые фильмы фестиваля, а сейчас являюсь его продюсером в родном городе и по-прежнему остаюсь преданным зрителем.
О программе Beat Weekend в Иркутске
В 2023 году мы впервые были в Иркутске, и наша задача — познакомить зрителей с Beat Weekend. Для нас было важно погрузить местных жителей в контекст фестиваля, поэтому наряду с кинопоказами мы делали несколько событий.
В день открытия проходил перформанс с локальными артистами. С одной стороны, это возможность подружить фестиваль с местной творческой средой, а с другой, попытка предложить жителям по-новому посмотреть на свой город. Вместе с участниками творческого объединения «МЫ» и перформативной фокус-группой центра современного искусства «Огонь» мы придумали историю про осмысление звукового ландшафта Иркутска. На открытии показывали фильм «32 звука» — это иммерсивное исследование, фильм нужно не столько смотреть, сколько слушать, он про звук как таковой. В лесу падают деревья на снег, и ты слышишь этот звук, музыканты играют на инструментах, полыхающих огнем, и так далее. Эти ощущения мы пытались материализовать с помощью переносных колонок, ребята записали для нас разные звуки, характерные для Иркутска, с которыми взаимодействовал зрители в рамках перформанса перед кинопоказом.
Еще по теме
Также у нас прошли четыре дискуссии, задача каждой из которых — погрузить зрителя в более широкий контекст. Одно дело, когда мы просто смотрим фильм, и другое, когда зритель узнает, каким образом происходящее в фильме соотносится с его реальностью.
Прошел показ фильма «Меня зовут Альфред Хичкок», после которого лекцию про саспенс провел Егор Москвитин, один из самых известных кинокритиков.
Также был показ фильма про Дэвида Линча и обсуждение фигуры режиссера и формата тру-крайм с подкастерами из студии «Терменвокс». Ведущие подкаста «Дневники Лоры Палмер» рассказали про тру-крайм, почему мы его смотрим, читаем и почему этот жанр сейчас очень популярен.
Еще одно событие приурочено к фильму про культовый диско-клуб в Нью-Йорке «Студия 54». На обсуждение мы пригласили Дарью Азарову, снимавшую картину об иркутских клубах нулевых, и Полину Фаворскую, музыканта и диджея. Они говорили о том, может ли клубная культура быть эскапизмом, может ли в ней быть что-то большее, чем море алкоголя, как люди находят в ней себя и как теряют.
Куратор галереи В. Бронштейна Алина Свердлова-Александрова и иркутский художник ONE_VIZIO после показа фильма о Нам Джун Пайке обсудили влияние корейского художника на арт-индустрию и взаимосвязь современного искусства и технологий. Сегодня технологичность присутствует везде, телефоны стали продолжением руки, люди постепенно становятся киборгами, и искусство это использует. Если раньше у художников были краски и холсты, то сегодня искусственный интеллект.
И последнее событие — показ фильма «Сны отеля «Челси». Это нью-йоркский отель, где жили Керуак, Берроуз и другие писатели, по которым мы знаем американскую культуру 70—80-х. В лекции мы подробно рассказали про жителей отеля, а сам фильм, скорее, о том, как культовое место угасает, как дух знаменитых людей из него уходит и как бывшее некогда важным пространство может опустеть.