«Презираю казенную манеру осматривать по путеводителю разные знаменитые места», — говорил Достоевский своему другу, критику Николаю Страхову. В произведениях классика действительно мало описаний природных красот и исторических памятников. В центре его внимания — люди с их страстями и мыслями. И всё же поездить Достоевскому пришлось немало: Москва, Петербург, Омск, Женева, Дрезден, Париж. Особую роль в его судьбе сыграл Барнаул — в этот город Достоевский приезжал шесть раз, и каждая из поездок оставила в сердце писателя глубокий след.
Содержание
- Улица Ползунова
- Мэрия Барнаула
- Площадь Спартак-2
Морозным утром 22 декабря 1849 года 28-летний дворянин и набирающий популярность писатель Федор Достоевский стоял на Семеновском плацу Петербурга в ожидании расстрела.
«Жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих […] Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой, привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь», — в тот же день написал Достоевский брату Михаилу.
Казнь, к которой писателя в числе двух десятков молодых людей приговорили за участие в литературном кружке петрашевцев и, в частности, за распространение письма Белинского Гоголю, заменили каторгой в Сибири. Так начался десятилетний сибирский период в жизни будущего классика. Четыре года он проведет в Омском каторжном остроге — будет жить в крепости и работать на кирпичном заводе, а потом поступит простым солдатом в Сибирский линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске. Там Достоевский познакомится с хорошенькой стройной блондинкой Марией Исаевой, женой местного чиновника, и отчаянно в нее влюбится. Вскоре семья Исаевых переберется в Кузнецк (современный Новокузнецк), за 600 км к востоку от Семипалатинска, и между писателем и глубоко несчастной в браке женщиной завяжется романтическая переписка. Именно в тот момент в жизни Достоевского и появляется Барнаул, расположенный на пути из Семипалатинска в Кузнецк. Навещая возлюбленную, он останавливается в городе шесть раз.
Улица Ползунова
Достоевский неоднократно просил о переводе из Семипалатинска в Барнаул, и на то были веские причины. Барнаул тогда был столицей Алтайского горного округа — огромного промышленного региона в составе Томской губернии, снабжавшего всю страну металлами, в том числе золотом и серебром. Здесь работали музей, любительский театр, окружное училище, наконец, здесь было общество образованных горных офицеров. Составить представление о Барнауле того времени можно, прогулявшись по улице Ползунова — старейшей в городе. Ее до сих пор украшают многочисленные архитектурные памятники XVIII–XIX веков, в том числе здание «Горной аптеки», бывшей Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, Краевой филармонии.
Ничего подобного в Семипалатинске, который расквартированные там русские военные называли «чертовой песочницей», не было и в помине. Поэтому писатель тешил себя надеждой перевестись однажды на гражданскую службу, завести семью и обосноваться в Барнауле. Но в тот момент Барнаул для Достоевского был еще и перевалочным пунктом на пути в Кузнецк, к Марии Исаевой. Летом 1855 года возлюбленная писателя овдовела, и вскоре за ней стал ухаживать местный учитель Вергунов. Неудивительно, что Достоевский так рвался из Семипалатинска — ему нужно было как можно скорее встретиться с Исаевой и решить вопрос с соперником.
- «Горная аптека»
ул. Ползунова, 42 - Бывшая Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов
ул. Ползунова, 41 - Государственная филармония Алтайского края
ул. Ползунова, 35
Мэрия Барнаула
О первой поездке Достоевского в Барнаул мало что известно — судя по всему, командир отпустил его по какой-то хозяйственной надобности, но писатель воспользовался случаем и уехал дальше, в Кузнецк. «Я готов под суд идти, только бы с ней видеться. Мое положение критическое. Надобно переговорить и всё решить разом», — писал он приятелю Александру Врангелю.
Ясности в отношениях первый визит не принес — всё же простой солдат с мизерным жалованьем был не лучшей партией для вдовы с ребенком. Однако вскоре после этого Достоевский получил долгожданное звание прапорщика и отправился попытать счастье еще раз. Компанию ему составил молодой географ Пётр Семёнов, будущий вице-председатель Русского географического общества, за свои исследования горных систем Центральной Азии получивший приписку к фамилии — Тян-Шанский.
«В Барнаул мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видав еще нас, прямо пригласил нас через Семёнова на бал», — писал Достоевский Врангелю и добавлял: «Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!»
Упомянутый Достоевским Андрей Родионович Гернгросс был горным начальником алтайских заводов. Его резиденция, расположенная поодаль от дымящего сереброплавильного завода, сохранилась до сих пор — сегодня там располагается мэрия Барнаула. Полтора века назад этот особняк в классическом стиле был центром притяжения всего образованного городского общества.
В Барнауле Достоевский пробыл всего сутки и, по собственному признанию, со многими там познакомился. Пётр Семёнов в книге «Путешествие в Тянь-Шань» рассказал, как протекала жизнь высшего городского общества: «Зимний сезон был оживлен любительскими спектаклями в прекрасном здании барнаульского театра. Вообще оживление и культурность этого прекрасного уголка, прозванного мной „сибирскими Афинами“, делали пребывание в нем в холодное зимнее время сибирских буранов особенно привлекательным». Путешественник, впрочем, добавляет, что алтайская администрация «жила выше средств и, очевидно, пользовалась доходами, получаемыми самовольно с крепостного населения Алтайского горного округа».
- Здание администрации Барнаула, бывший дом начальника Алтайского горного округа
пр. Ленина, 18
Площадь Спартак-2
Офицерский мундир и красноречие Достоевского произвели на Марию Исаеву должное впечатление — она дала согласие на брак. Поэтому третий визит писателя в Барнаул прошел в счастливых предсвадебных хлопотах. Заняв у горного инженера Николая Ковригина 600 рублей (очень внушительная сумма по тому времени), он остановился на съемной квартире у Семёнова и занялся покупкой подарков и прочими насущными делами.
Дом, где жили приятели, сохранился. Сегодня он находится на пересечении Красноармейского проспекта и Интернациональной улицы. Но в середине позапрошлого века этот особняк, принадлежащий купцу Зубову, стоял на правом берегу Барнаулки на Большой Олонской улице у Сенной площади. Сегодня на этом месте автобусная остановка и площадь Спартак-2. О временах Достоевского здесь напоминает лишь стоящий чуть поодаль Знаменский собор.
После венчания в Кузнецке Достоевский с женой и пасынком Пашей вновь на несколько дней задержался в Барнауле. Писатель не оставлял попыток убедить супругу перебраться в город насовсем. Но ничего из этой затеи не вышло — не то Марии Дмитриевне не приглянулось местное общество, не то она посчитала, что это общество ее не примет. Ситуацию усугубил эпилептический припадок Достоевского — именно так приступ квалифицировал местный доктор. Молодая семья спешно выехала в Семипалатинск, прожила там еще два года, до окончания ссылки писателя, потом ненадолго перебралась в Тверь и уже оттуда отправилась в Петербург. С тех пор в Сибири Достоевский не бывал.
- Дом, в котором останавливался Достоевский
пр. Красноармейский, 28 - Знаменский собор
ул. Большая Олонская, 24
Филологи подсчитали: в своих письмах Достоевский упоминает алтайскую столицу 45 раз. Осенью 1859 года, ожидая в Твери разрешения вернуться в Петербург, он отправил Врангелю такое письмо: «Приезжайте же. Поговорим о старом, когда было так хорошо, о Сибири, которая мне теперь мила стала, когда я покинул ее, о милейших Змеиногорске и Барнауле, ну да обо всем!»
Текст: Григорий Вольф