Уже второй год в Красноярске развивается проект SCAN (Siberian Contemporary Art Network) — программа в области современного искусства, созданная ресторанной группой Berrywood Family совместно с Сибирским институтом развития креативных индустрий. Летом этого года прошла первая в Сибири ярмарка современного искусства SCAN FAIR, а 13 ноября в красноярском баре «Булгаков» состоялась церемония вручения премии SCAN AWARDS — художники и арт-проекты из Сибири, с Урала и Дальнего Востока получили гранты на общую сумму в 1,2 млн рублей.
Главред Gate 7 Максим Попов поговорил с Дмитрием Журкиным — совладельцем ресторанной группы Berrywood Family, основателем и идеологом программы SCAN.
Дмитрий, расскажи, как ваша команда пришла к тому, что надо поддерживать современное искусство? Зачем это суперуспешной и известной ресторанной группе?
Всё началось с того, что мы с партнерами и, как потом оказалось, вся наша команда — большие поклонники современного искусства. Если честно, в путешествиях меня интересуют больше всего две вещи — гастрономия и современное искусство. Это два основных пойнта, которые я ищу, когда куда-то еду. Спустя какое-то время просто интерес вырос в нечто большее: я стал искусство изучать. Читал книги, посещал лекции, мастер-классы — повышал свою образованность до уровня профессиональной компетенции. И параллельно с этим мы стали часто устраивать коллаборации с креаторами. За 12 лет, что развивается наша ресторанная группа, было много совместных проектов с акторами современного искусства. Например, мы ежегодно выпускаем этикетки к нашим настойкам, которые создают художники. А еще у нас есть традиция: каждый квартал делаем новую упаковку для пиццы и роллов на тему культурной жизни Красноярска и к оформлению привлекаем визуальных творцов. В 2011 году ко дню рождения Berrywood Family мы впервые сделали выставку современного искусства «Сибирь-11»: собрали работы одиннадцати самых трендовых художников Сибири в музейном центре «Площадь Мира».
А как вы пришли к созданию такого масштабного проекта, как SCAN?
Все наши проекты были win-win: художники получали гонорары и известность, а мы — интересный мультидисциплинарный продукт на стыке гастрономии и креатива. Но на этом всё заканчивалось. Мы захотели создать нечто большее, чем просто разовый проект. Что-то такое, что имело бы долговременную ценность и пользу. Что-то не только имиджевое, но и практическое. Так родилась идея (сначала даже названия не было) программы поддержки современного искусства. И наша премия возымела такой интерес профессионального сообщества, что мы даже не ожидали, — начиная с того, какие эксперты участвуют в отборе работ, и заканчивая фидбэком. Поняв, что мы на правильном пути, мы додумали программу. На сегодня она включает в себя четыре компонента: уже есть премия и ярмарка, в будущем у нас появится арт-резиденция и галерея современного искусства.
Вообще, в области современного искусства не так много премий…
Как оказалось, SCAN AWARDS — единственная частная премия в этой сфере в России. Мы хотим два первых блока — премию и ярмарку — вывести на самоокупаемость. Пока всё это существует благодаря дотациям ресторанной группы. Премию мы финансируем на 80%, ярмарку — на 60%. Это очень большие суммы. Например, провести ярмарку в Красноярске стоит 10 млн рублей, из которых 6 млн принесла наша ресторанная группа. Но мы верим, что это можно монетизировать и развить.
SCAN дает возможность художникам высказаться, а коллекционерам — открыть новые имена. Выставка работ победителей премии SCAN AWARDS продлится в баре «Булгаков» до 1 декабря. Кроме того, все работы с указанием авторов опубликованы на сайте премии.
Церемония вручения наград прошла в баре «Булгаков» как раз в день рождения Berrywood Family. Бар был полон, расскажи о гостях мероприятия, кто там был?
Это очень интересно, потому что среди гостей были две кардинально разных аудитории. Первая — это арт-комьюнити: художники и всё сообщество вокруг них. А вторая — это местные инфлюенсеры, лидеры общественного мнения, актеры, спортсмены, телеведущие. В общем, красноярские звезды. А интересность в том, что эти две группы в обычной жизни почти не пересекаются. И одна из идей программы SCAN — сделать современное искусство модным и трендовым. И аудитория звезд как раз и поможет в этом.
В том числе, наверное, и сделать искусство доступным?
Оно и так доступно с точки зрения цены. Это иллюзия, что современное искусство стоит очень дорого. На Cosmoscow, возможно, оно дорогое, но в Красноярске объект современного искусства чаще всего дороже 30 000 рублей не стоит. А многое можно купить и за 5 000 рублей.
Ты на церемонии вручения премий сказал, что современное искусство создает будущее. Я это понимаю так: искусство определяет то, какими глазами мы будем смотреть на явления и события, которые происходят сейчас. Ведь художники чуть ли не единственные, кто публично критикует многие вещи, происходящие прямо сейчас в мире. Пусть и эзоповым языком, сильно рискуя. И в этом смысле совриск действительно меняет настоящее и будущее. Правильно я понял твою мысль?
Действительно, художники подсвечивают и гиперболизируют наши проблемы и указывают на них. Но они еще создают визуализацию будущего. Многое, что нас окружает в мире, было когда-то свизуализировано художниками. Как выглядят наши смартфоны, автомобили, здания — это плоды того, что когда-то создали Малевич, Кандинский, Пикассо. Если мы посмотрим на 100 лет назад, подобных форм и линий вообще не было, всё имело вообще другую визуализацию.
Красноярские художники сами говорят: раньше они завидовали тому движу, что есть в Москве, Питере или Нижнем Новгороде. А сейчас столичное сообщество внимательно смотрит на то, что происходит в Красноярске. Это о чем говорит?
Это знак, что мы движемся в правильном направлении. У меня есть алгоритм, как Красноярск стал гастрономической столицей, потому что я непосредственно принимал участие в этом становлении. Мы начали это пять лет назад, и сейчас все эксперты признают, что Красноярск — третий важнейший гастрономический центр страны после Москвы и Санкт-Петербурга. Огромное количество людей по всей России, связанных с этой сферой, смотрят, что и как мы здесь делаем, и не просто смотрят, а приезжают, вдохновляются. Программа SCAN развивается похожим образом: чтобы сделать Красноярск важнейшим центром современного искусства на карте страны. И у Красноярска есть для этого мощная база.
Расскажи подробнее, в чем же этот потенциал Красноярска?
Во-первых, в институциях образования: у нас есть художественная академия, которая учит людей создавать искусство. Далеко не в каждом городе такой вуз имеется. Второе — в Красноярске есть реальный музей современного искусства, музейный центр «Площадь Мира». Ничего подобного нет ни в одном из сибирских городов. Почему Нижний Новгород — такой развитый город в плане искусства? Во многом потому, что там с 1990-х годов работает музей современного искусства «Арсенал». Целое поколение людей, которое продвинули Нижний на арт-сцене, воспитано этим музеем. Просто тем, что он был и формировал некую картину мира. «Площадь Мира» появился позже, чем «Арсенал», но база там тоже есть. Третий важный компонент — это арт-комьюнити, оно мощное в Красноярске. На этой плодородной почве реально создать программу и зародить эту энергию, которая приведет к формированию рынка, то есть чтобы искусство покупали. Художники сейчас создают искусство ради искусства, а важно, чтобы его начали покупать — тогда появится еще и энергия денег, и тогда будет всё хорошо.
Да, современные художники, прямо скажем, небогатые люди. Данил Титов, которого эксперты признали художником года, сказал на церемонии, что премия будет ему очень кстати.
Когда у нас была финальная планерка перед церемонией награждения, я задал вопрос: все ли победители приедут? Мне ответили, что три человека не смогут: двое в арт-резиденциях, у них контракты, а у третьего денег нет. Выяснилось, что это как раз художник года. Мы в итоге, конечно, купили ему билет, потому что это невозможно: художник года — и не смог приехать на премию, потому что нет средств.
А как современное искусство может повлиять на ресторанную сферу?
Меня к гастрономии и ресторанному бизнесу привела тяга к творческой самореализации. Креативный огонь нужно реализовать. Когда мы с Алексеем (Алексей Нейман, бизнес-партнер, совладелец Berrywood Family. — Прим. ред.) в 2010-х стали погружаться в эту историю, увидели в ней поле для креатива. В то время в России происходило то, что сейчас принято называть гастрономической революцией: весь гастрорынок, который сегодня существует, сложился в те годы и появились основные игроки. Мы тогда поняли, что поле креатива в этой отрасли просто невероятное, это был голубой океан! Долгое время я называл себя не ресторатором, а креатором. Лена Бондаренко, один из спикеров бизнес-школы «Сколково» и создательница программ «Практикум», на которой я сейчас учусь, и «Культурный код», сказала интересные вещи, которые для меня поставили всё на свои места. Она сказала, что гастрономия — это третий уровень культуры в целом. Первый уровень — это образование, второй — это непосредственно объекты культуры: музеи, театры, концертные залы. А гастрономия — это третий. И эти три уровня до раз и создают культурный код города, региона, страны, нации.
А четвертый уровень — это, наверное, путешествия. Потому что насмотренность очень важна. Многие деятели искусства не живут подолгу на одном месте, даже в подписях часто пишут два города: Данил Титов, Красноярск — Москва. В гастрономии же похожая история: гастроли шефов, стажировки…
Да, я даже лекцию читаю на эту тему — «Развитие креатива и культурный код ресторанной группы». В Berrywood Family есть свой подход к развитию ключевой команды — не только шефов, но и бренд-менеджеров, маркетологов, операционных директоров. Мы проводили исследование компании с точки зрения бренда работодателя и сделали вывод: креативность — главная ценность нашей ресторанной группы, а все без исключения игроки ключевой команды обладают поведенческой компетенцией «креативное мышление». Мы делаем всё возможное, чтобы креативные способности у людей росли. Наши сотрудники ездят, учатся, мы тратим на развитие людей большие деньги. Но я считаю, что именно это и помогает сделать из нашей ресторанной группы трендсеттера, на которого смотрят не только красноярцы.
Какое место программа SCAN займет в ресторанах Berrywood Family? Может быть, новые коллаборации?
Коллабораций можно придумать много, это вопрос креативного мозгового штурма. Самое главное, что дает SCAN, — мощный имидж нашей группе, в том числе и с точки зрения HR-бренда. Такие вещи очень ценны в восприятии людей, особенно молодого поколения — зумеров, за которых бьется весь рынок. Для них культурологические ценности важнее, чем деньги.
Например, наш ресторан Tunguska. Это креативный продукт, в который мы при открытии заложили четыре паттерна, связанных с нашим регионом: северные реки, сибирская тайга, рыбный промысел и культура коренных народов. Так вот последнее привело нас к тому, что у ресторана появилась миссия, связанная с поддержкой культуры коренных народов через сотрудничество и возрождение гастрономических традиций. То есть коммерческий продукт превратился в культурологический исследовательский проект, на который смотрят не только в России, но и за границей. Теперь это наша миссия и она ведет за собой. Такая же история, кажется, будет с программой SCAN.