2 минуты
Где придумывают сценарии для авиатренажеров и кто помогает летчикам оттачивать навыки пилотирования? Рассказывает Сергей Цыганов, ведущий инженер по технической эксплуатации и стандартизации авиационных тренажеров.
—
Сергей, как вы выбрали свою профессию?
—
В юности я мечтал стать пилотом: посещал аэроклубы, изучал специальную литературу и документы. Но требования к состоянию здоровья в российских летных училищах высоки, а учиться за границей я не мог. Тогда и осознал — профессия пилота не единственная в авиации.
—
В S7 Airlines я пришел восемь лет назад на должность сменного инженера. В это же время центр начал эксплуатацию первого собственного тренажера Airbus A320 и Boeing B737. Вместе с учебным центром росли и мы как специалисты: осваивали новое оборудование, проходили профессиональную подготовку. Затем я работал в иностранной авиакомпании. Несколько лет назад вернулся и понял, как сильно люблю S7 и свою работу.
У многих инструкторов S7 Airlines есть высшие допуски от производителей BC Airbus и Boeing.
—
Что вам особенно нравится в своей работе?
—
Для меня любимое дело — это интересные проекты c техникой и людьми. Мне нравится изучать передовой опыт зарубежных центров и совершенствовать работу в нашем департаменте. Сегодня я занимаюсь вопросами, связанными с проектами компании, эксплуатацией тренажеров и их программным обеспечением. Также поддерживаю контакты с нашими зарубежными партнерами и командно-инструкторским составом авиакомпании.
—
Какими главными качествами должен обладать ведущий инженер в вашей области?
—
Для ведущего инженера необходимы технический склад ума, опыт, знание оборудования тренажера, воздушного судна и документации. Среди профессиональных качеств отмечу внимательность, коммуникабельность и самоорганизацию. Кроме того, обязательно знать английский язык.
—
Как часто летчики проходят переподготовку? Тренировка индивидуальная или на ней присутствуют оба пилота?
—
В кабине тренажера присутствуют оба действующих пилота с инструктором. Они проходят тренажерную подготовку каждые шесть месяцев в течение двух дней. Обучение проводит высокопрофессиональный командно-инструкторский состав авиакомпании. У многих инструкторов S7 Airlines есть высшие допуски, полученные на инструкторских курсах производителей BC Airbus и Boeing.
Современный тренажер максимально передает ощущение реального полета.
—
Что представляет собой современный авиатренажер и какие ситуации он моделирует?
—
По сравнению с первыми моделями 20-х годов прошлого века, современный комплексный тренажер самолета (Full Flight Simulator) — высокотехнологичный «монстр». Сейчас у нас их три — два Airbus A320-214 и Boeing B737-800W. Это кабины на подвижных платформах, которые имитируют поведение самолета и работу всех его систем, как на земле, так и в воздухе.
—
На тренировке отрабатывают навыки пилотирования и действия в аварийных и нештатных ситуациях. Тренажеры моделируют отказы систем и оборудования, пожар, полет в сложных метеоусловиях и на горных аэродромах. В процессе тренировки у инструктора есть возможность «заморозить полет», то есть включить паузу, и повторить упражнение на нужном этапе полета. При этом включаются системы визуализации, имитации звуковой обстановки, радиосвязи и задымления. Во время такой тренировки ощущения пилота максимально соответствуют ощущениям в кабине самолета. Высокая степень реализма помогает лучше подготовить экипаж к сложным ситуациям.
—
Недавно вы разрабатывали новые сценарии для тренажера. Расскажите, что нового появилось в системе.
—
С начала года подготовка экипажей проходит по обновленным сценариям Департамента летных стандартов авиакомпании. Сценарии тренажерной подготовки — это документ авиакомпании, где в хронологическом порядке указаны отказы систем и оборудования, отрабатываемые в рамках конкретной сессии, а также условия полета.
—
Вместе с инженерами компании Rockwell Collins мы создали детализированную модель аэропорта Домодедово. Теперь она полностью соответствует реальности: ландшафт и взлетные полосы, аэровокзальный комплекс и строения аэродрома, ливреи самолетов... Я помню, как прорабатывал каждую деталь.