Написать несколько бестселлеров для крупнейших издательств России, собрать сотни историй женщин, изменивших мир, искренне обучать и влюблять в знания — в своем проекте Use your English Анастасия Иванова большими и маленькими делами создает новое, дружелюбное и равноправное пространство для взрослых и детей. Мы поговорили о принципах, которые помогают ей открываться миру и шаг за шагом менять его к лучшему.
Анастасия Иванова,
создательница проекта Use your English
Что такое Use your English?
Это проект, который помогает не учить английский язык годами, а использовать его каждый день. Анастасия Иванова придумала методику включения иностранного языка в жизнь и запустила курсы. Сегодня в проект входят еще и книги, подкасты, а также блог с 120 000 подписчиков.
Одна из частей проекта называется Use your Girl Power, в которой пользователи учат язык по историям великих женщин. Учебник, вышедший в 2021 году, стал бестселлером и вошел в топ-лист NON/FICTION в категории «Книги для взрослых».
В 2023 году за проект Use your Girl Power Анастасия получила специальный приз премии Forbes Woman Mercury Awards. В этом ежегодном конкурсе, организованном журналом Forbes и ювелирной компанией Mercury, участвуют женщины, которые организуют социально ответственный бизнес и создают благотворительные проекты.
Как раз сейчас для блога я собираю цикл историй о себе, начиная с первых сознательных воспоминаний. Так вот, я не помню момента, чтобы я не училась. Это было с подачи мамы, которая вкладывала много сил, денег и времени в мое развитие, за что я ей очень благодарна. Я росла в ситуации постоянной учебы, и мне очень повезло — с возрастом я всё это полюбила и действительно увлеклась, хотя в средней школе, например, учителя не всегда этому способствовали. Я выросла в счастливой и обучающей среде, которую создали родители. И с тех пор стараюсь транслировать, что учиться — интересно, вся наша жизнь — учеба, мы всегда чему-то учимся.
Но как маленькому человеку не бояться бесконечности знания?
Если маленький человек — ребенок, то он о такой проблеме даже не задумается. Допустим, у моей дочки вопрос с английским в принципе не стоял, потому что она не знает, что язык «надо учить» — она говорит на двух языках с годика. Дети ведь не рождаются с установкой: «учеба — это скучно». Неприязнь к обучению вырастает потом, если они оказываются в среде, которая устанавливает слишком жесткие рамки и в которой практикуют неэкологичные подходы к занятиям. Если круглосуточные прописи подаются через унижение, насилие, давление. Или если дети не увидят результатов своей учебы. Да и взрослые тоже.
Я, как преподаватель, давно работающий со взрослыми, всегда замечаю, что мы очень похожи: взрослые, как и дети, тоже любят игры и веселое, поддерживающее комьюнити. Любят, когда их хвалят. Игра — это важная часть жизни. И если у нас получается играть во время учебы, то это очень помогает процессу. Не заходить в обучение с серьезной позиции, а стараться относиться к себе чуточку проще.
Давай поразмышляем о путешествии как практике познания? Чему мы можем научиться в дороге?
Путешествия развивают особенное качество, в английском есть для него термин open minded — это когда ты открыт миру и открыт разному. В нашей огромной стране множество религий, народов, языков: приезжая в новое место, где всё не совсем так, как на твоей улице, есть шанс исследовать это и прийти к open minded мировоззрению. Стать чуть более принимающим, толерантным, рефлексирующим, думающим, критически мыслящим.
Ведь мы существа привычки. Но в путешествии устоявшиеся взгляды могут измениться даже в мелочах. Вот сейчас я в Ереване: здесь, например, везде есть фонтанчики для воды. В Москве нет таких, а ведь как они спасали бы в жару! Даже когда я просто хожу по улицам и замечаю такие мелочи, то уже немного раздвигаю границы моего сознания и границы мира.
Из личного архива Анастасии
И это так интересно! Мир огромный, разнообразный, но мы, составляя какие-то представления о нем, часто вешаем ярлыки, которые не соответствуют действительности. А путешествуя, развиваем критическое мышление, открытость миру. И становимся от этого, не побоюсь банальности, счастливее.
Ты готовишь детскую книгу о женщинах-путешественницах. Что ты в нее вкладываешь? Какие мысли тебе хотелось бы прорастить?
Это уже пятое произведение в моей серии книг о женщинах. Я пишу о героинях на русском и английском языках, рассказываю их истории и произношу имена вслух. Часто даже сам факт появления женского имени вызывает бурную реакцию, ведь многие даже не знают о существовании женских имен в той или иной сфере. Например, система оценки новорожденного, известная многим как шкала Апгара, на самом деле шкала Вирджинии Апгар. А математика Петерсона — это математика Людмилы Петерсон. И такими, казалось бы, маленькими упущениями, просто неиспользованием женских имен, мы формируем картину мира, в котором всё создали мужчины.
Учебник английского языка Use your Girl Power
Неравенство — вот к чему приводит процесс забывания тех или иных имен. Мне очень важно произносить имена героинь, поэтому я и придумала этот книжный проект и подкаст, где мы слушаем живые голоса. Это для меня эмоционально важно: женщины часто сталкиваются с тем, что не могут высказаться, им не дают слово. Поэтому я стремлюсь, чтобы мы знали и помнили их голоса и достижения.
Это просто истории разных женщин, из разных сфер — космоса и авиации, изучения океана и управления страной. Я рассказываю о том, чем эта женщина занималась, как изменила мир и как повлияла на мою жизнь. С командой иллюстраторов мы делаем красивый портрет в разных стилях: для меня важно показывать и лица героинь, чтобы их узнавали.
Авторские иллюстрации для проекта Use Your Girl Power: Ада Лавлейс в исполнении @mopus и Салли Райд от @olya.varkentin
Я хочу, чтобы эти книги читали и мальчики, и девочки, чтобы в их картине мира могли быть путешественницы, предпринимательницы, изобретательницы. Цель — не победить мужчин, а работать сообща, поддерживать друг друга в наших интересах, способностях и возможностях. Именно поэтому я всегда говорю, что это книги для мальчиков и девочек. Чтобы, когда мальчики вырастали, в их картине мира было совершенно нормальным, что большим пассажирским самолетом может управлять и мужчина, и женщина. Чтобы в их голове даже не возникала мысль о том, что здесь что-то не так. Большинство стереотипов укрепляется неосознанно.
В книге есть история Эбби Конан, которая проходила прослушивание в оркестр в качестве ведущей тромбонистки. Она прошла его благодаря слепому тесту. Комиссии очень понравилось, как сыграла Эбби, и ей сказали: «Добро пожаловать в наш оркестр, господин Конан». Но когда ее увидели, главный дирижер воскликнул, что для женщины это место недоступно. Эбби 12 лет судилась с оркестром, доказывая, что она имеет право занимать должность после слепого прослушивания, на котором показала свою компетентность! Она выиграла суд. Но за эти годы прошла столько испытаний: у нее даже брали анализ крови, чтобы выявить, достаточно ли ее физических данных для игры на тромбоне. Это звучит абсурдно и смешно. Эбби создала прецедент, и теперь слепые прослушивания в европейских и американских оркестрах считаются нормой. Вероятно, люди в комиссии не были плохими, но в их картину мира просто не вписывалась история, что женщина может быть главным тромбонистом.
Чтобы мы не совершали ошибок и не причиняли друг другу боль в предвзятом состоянии ума, я и пишу истории о женщинах.
Изучив такое количество судеб, находишь ли ты что-то общее у героинь?
Мы не занимаемся созданием образа женщины-мученицы, которая только и делает, что сражается с патриархатом, а сама по себе невероятная душечка, спасает кошечек и собачек и питается только солнечным светом. Важно понимать, что женщины бывают разные, и в этом тоже есть равенство. Как мужчины бывают разными — обаятельными и неприятными, умными и не очень, так же и женщины бывают снобами, циниками. Важно помнить об этом, чтобы не создавалось какого-то противоборства хороших женщин и плохих мужчин, ведь это мешает нашей основной цели — сотрудничеству. Все мы люди.
На эту тему можно почитать книгу «Неудобные женщины», в которой описана история феминизма через 11 конфликтов. В ней автор Хелен Льюис показывает ситуации, где женщины вели себя агрессивно, некрасиво, но это помогло им добиться результатов. Женщины, которые повлияли на историю мира, как и мужчины, не ангелы, а обычные люди.
То, что их точно объединяет, несмотря на жизнь в разных временах и социальных группах, воплощается в словах из фильма «Скрытые фигуры». На вопрос, как афроамериканские женщины добились больших перемен в космической индустрии Америки, одна из героинь произнесла: «She refused to give up» («Она отказалась сдаваться»). И эта черта объединяет и мужчин, и женщин, которые чего-то добиваются, — они отказываются сдаваться.
Из личного архива Анастасии
Почему ты выбираешь такой честный взгляд на людей?
Мне кажется, что эти глубокие вещи идут от сообщества, в котором я выросла. Я плохо вру, и, как говорит мой психолог, в особенности плохо я вру себе, поэтому привыкла к ситуациям и людям подходить честно. Для меня это безопаснее. Такой защитный механизм: давайте сразу будем говорить как есть, чтобы потом не ранить разочарованием. Когда мы идеализируем людей, ставим их на пьедестал, то при встрече или более глубоком знакомстве часто разочаровываемся. На пьедестале оказываются не люди, а образы.
В некоторых странах сейчас идет борьба с англицизмами. Например, в Италии одна из партий предлагает ввести штрафы до 100 000 евро за использование заимствований в эфире. Как ты, связавшая жизнь с английским языком, относишься к подобным мерам?
Меня это никак не смущает. Не считаю себя вправе оценивать поступки итальянского правительства, но мне очень интересно понаблюдать за этим, потому что здесь есть еще несколько культурных слоев. Например, во многих европейских странах в кино показывают недублированные фильмы, то есть люди, и дети в том числе, могут смотреть мультики Диснея на английском. Это помогает развивать не только языковые навыки, но и вообще отношение к языку как к части своей личности. Как говорил Карл Великий, а вслед за ним Антон Чехов: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
В путешествии по Армении я заметила интересную вещь: если зайти в книжный магазин в Ереване, даже где-то в переходе у метро, то увидишь рядом книги на армянском, русском и английском. Получается, любой человек может купить себе книгу на трех разных языках, это не запрещено. Возможно, в Италии тоже так можно делать.
Если язык преподается в школах и университетах и ему есть, где существовать; если людей, для которых этот язык родной, не депортируют и не репрессируют, то ситуация, когда в телевизоре не будет английских слов, не так уж и страшна. Думаю, что это можно пережить, но буду следить за этой историей.
Интересно посмотреть, что будет дальше с английскими языком на уровне образования в школах и университетах, в международных программах. Но почему-то мне кажется, что эта инициатива политиков не сильно повлияет на жизнь английского языка в Италии. Это европейская страна, с международными научными, образовательными и бизнес-контактами. Всё будет хорошо, но будем наблюдать.
Были ли у тебя личные озарения в практике изучения иностранного языка?
Да, конечно! И учеба, и преподавание — это процессы самопознания, потому что идет постоянная интеллектуальная нагрузка, рефлексия. Изучение языков очень развивает внутреннюю смелость: когда ты оказываешься на месте мало что понимающего человека и мало что умеешь выразить словами, тебе приходится свыкаться с этой ролью, и она немного приземляет. Нужно договориться с собой, что это просто часть нашего пути, но мы будем расти, обращаться за помощью. Этот навык важен в любой сфере жизни.
Изучение иностранного языка — один из инструментов работы над собой. Здесь мы стараемся быть менее предвзятыми, требовательными и критичными к себе. Применяем множество принципов: маленьких шагов, не критиковать себя, обращаться за помощью, расширять границы своей зоны комфорта, пробовать и не бояться ошибаться — и всё это про обучение чему угодно. Из бонусов — вы получаете возможность заказать кофе в любом уголке мира, но это не самое важное. Главное — вы познаете себя и становитесь бережнее к себе.
Беседовала Алина Казакова